Изменения с 1 января 2019 года

I категория

Изменения с 1 января 2019 года для объектов I категории.

 
 

Сбросы

 

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 и от 23 июля 2007 г. № 469»:

 

Нормативы допустимых сбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, и включаются в заявку на получение комплексного экологического разрешения, подаваемую указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Правилами выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также их отзыва, установленными Правительством Российской Федерации.

Нормативы допустимых сбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I категории при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником, расположенным на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, I категории, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, включает в заявку на получение комплексного экологического разрешения, фактические показатели объема сбросов загрязняющих веществ для установления временно разрешенных сбросов комплексным экологическим разрешением.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • «временно разрешенные сбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»

Временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными программой повышения экологической эффективности (для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I категории).

 

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

  • Срок рассмотрения программы повышения экологической эффективности не может превышать четыре месяца и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на два месяца;

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Выбросы

 

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 и от 23 июля 2007 г. № 469»:

Нормативы допустимых выбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, и включаются в заявку на получение комплексного экологического разрешения, подаваемую указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Правилами выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также их отзыва, установленными Правительством Российской Федерации.

 

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Также, нормативы допустимых выбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I категории при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

 

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов действующим стационарным источником, расположенным на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, I категории, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, включает в заявку на получение комплексного экологического разрешения, фактические показатели объема выбросов загрязняющих веществ для установления временно разрешенных выбросов комплексным экологическим разрешением на период поэтапного достижения допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • « временно разрешенные выбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»

 

Временно разрешенные выбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, предусмотренными программой повышения экологической эффективности (для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I категории).

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 21.07.2014 N 219-ФЗ» (ред. от 03.08.2018):

  • На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

  • Требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

 

Отходы

 

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 21.07.2014 N 219-ФЗ» (ред. от 03.08.2018):

  • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами:                       
                       В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к                                    юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых                              образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

 

Пункт 2 статьи 3 вступает в силу с 1 января 2019 года:

  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

 

КЭР

 

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 21.07.2014 N 219-ФЗ» (ред. от 03.08.2018):

Статья 11.  Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года.

 

  • « комплексное экологическое разрешение - документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды;»

Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Комплексное экологическое разрешение содержит:

  • технологические нормативы;

  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

  • нормативы допустимых физических воздействий;

  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

  • требования к обращению с отходами производства и потребления;

  • согласованную программу производственного экологического контроля;

  • срок действия комплексного экологического разрешения.
     

Комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

  • Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

  • Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок.

 

Статья 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения

  • Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.»

Вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

II категория

 

Изменения с 1 января 2019 года для объектов II категории.

 

      Выбросы

 

Нормативы допустимых выбросов определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, и соответствующие расчеты прикладываются к декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативы допустимых выбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов II категорий при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов действующим стационарным источником, расположенным на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, II категории, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, подает заявку на получение разрешения на временные выбросы.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • « временно разрешенные выбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»

Временно разрешенные выбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, II категории), разрабатываемыми в соответствии с правилами, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на срок реализации указанных программы, плана.

 

      Сбросы

 

Нормативы допустимых сбросов определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, и соответствующие расчеты прикладываются к декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Нормативы допустимых сбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов II категорий при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником, расположенным на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, II категории, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, подает заявку на получение разрешения на временные сбросы.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • «временно разрешенные сбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»

Временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, II категории), разрабатываемыми в соответствии с правилами, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на срок реализации указанных программы, плана.

 

      Отходы

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

                                В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к                                            юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых                                      образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

     Декларация о воздействии на окружающую среду

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

 

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:

  • наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

  • вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

  • информация о реализации природоохранных мероприятий;

  • данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

  • декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

  • информация о программе производственного экологического контроля.

 

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.

 
 

III  категория

 

Изменения с 1 января 2019 года для объектов III категории.

      Выбросы

 

Нормативы допустимых выбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

 

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов действующим стационарным источником, расположенным на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, III категории, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, подает заявку на получение разрешения на временные выбросы.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • « временно разрешенные выбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»

Временно разрешенные выбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду III категории), разрабатываемыми в соответствии с правилами, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на срок реализации указанных программы, плана.

Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 

     Сбросы

 

Нормативы допустимых сбросов рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником, расположенным на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, III категории, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, подает заявку на получение разрешения на временные сбросы.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • «временно разрешенные сбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»

Временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории), разрабатываемыми в соответствии с правилами, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на срок реализации указанных программы, плана.

Особенности установления временно разрешенных сбросов для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

 

     Отходы

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
     

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

 

IV  категория

Изменения с 1 января 2019 года для объектов IV категории.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • Пункт 11 статья 1. Вступает в силу с 1 января 2019 года:

                                        Выбросы - нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

                                        Сбросы - нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

                                        Отходы - Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

                                                           При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в                                                               соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов                                                                           образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании,                                                                             использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, не разрабатывают программу производственного экологического контроля и не обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

 

Организациям, которым отказали в присвоении категории, возможно будет присвоена IV категория на основании проекта Постановления Правительства «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029»

Из всех имеющихся категорий объектов, оказывающих НВОС, IV - наиболее лояльная с достаточным количеством преимуществ по сравнению с другими. 

На данный период времени, а именно до 31.12.2018 года, ориентироваться нужно на действующее законодательство.

Соответственно, всю отчетность, в том числе статистическую, декларацию о плате за НВОС и плату за НВОС лучше подавать и вносить, как и в предыдущий отчетный год. Во имя Вашей же подстраховки.

Разработка проектной документации (ПДВ, ПНООЛР, НДС) под вопросом. Да, не удивляйтесь, есть и такие организации, кому не присвоили категорию даже при наличии некоторых проектов.

Если разрешительная документация действующая – Вы счастливчик. Пусть он лежит на полке, пылится и ждет окончания срока, к тому времени что-то, да прояснится.

Если проект закончился в 2018 году, а то и ранее, возникает сложность. Вы имеете право разработать проект, но нет гарантий, что Вам его согласуют надзорные органы. В этом случае рекомендуем писать письменно обращение в надзорные органы с целью разъяснения данной ситуации относительно Вашей организации.

Это немного внесет ясности в происходящую ситуации, но, обращаем Ваше внимание, что такие письма и ответы на них, носят исключительно рекомендательный характер.

Не объект НВОС

 
 

ПЭК и отчет

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018):

  • Статья 3. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Содержание ПЭК и форма отчета представлена в следующих нормативных документах:

  • Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2018 N 50598)

  • Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2018 N 52042)

Декларация о плате за НВОС

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

  • размещение отходов производства и потребления.

​*Особенности взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В случае накопления отходов, подлежащих утилизации или обезвреживанию в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов, плата за их размещение не взимается.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

*Для территорий, водных объектов или их частей, подлежащих особой охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты.

С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

  • коэффициент 1 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

  • коэффициент 1 - за объем или массу размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

  • коэффициент 5 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

  • коэффициент 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

  • коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Вступает в силу с 1 января 2019 года:

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Вступает в силу с 1 января 2020 года:

В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

 

Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения:

  • Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

  • Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату;

  • Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ПНООЛР

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления»

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Глава IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

И ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

  1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

  2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

  3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

  4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

  5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

  6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Если Вы уже успели ознакомиться с формами КЭР и Декларации о воздействии на окружающую среду, то заметили, что в них есть таблицы для внесения информации об отходах. 

Однако, при подаче КЭР и Декларации о воздействии на окружающую среду, требуется приложить исключительно расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов

Остается вопрос, как указать данные по отходам не рассчитывая нормативы образования отходов и лимиты на их размещение?.

Также, для III категории нет формы отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Или же по форме отчета малого и среднего предпринимательства (МСП) возможно будет подать сведения? (Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»).

Ждём разъяснений надзорных органов.

 
  • Facebook - Белый круг
  • АПиООС Instagram
  • АПиООС Vkontakte