Сейчас мы с Вами постараемся понять кто такой «Региональный оператор» и каковы его обязанности.
Итак, начнем.
Согласно ФЗ № 458 от 29.12.2014 письма Минстроя № 45067-АЧ/04 от 30.12.16, каждый субъект Российской Федерации будет разделен на зоны, где выберут региональных операторов, занимающихся вывозом и утилизацией ТКО.
Обязанности более менее ясны.
Теперь вопрос: Кто может стать региональным оператором?
У фирмы, планирующей стать региональным оператором, должны быть государственная регистрация на территории РФ, комплект документов на работу с отходами 1-4 кл., а также необходимые технические, технологические и транспортные условия и возможности.
Просим Вас, Коллеги, особенно заострить внимание на этом моменте во избежание заключения договоров с недобросовестными компаниями (лже-региональными операторами).
Давайте разбираться дальше. Операторы должны будут обеспечить население достаточным количеством контейнеров для бытового мусора.
В один контейнер будут собираться отходы, подлежащие сортировке, а в другой – несортируемые. При нарушении этих правил с компаний, занимающихся сбором и транспортировкой отходов, будут брать повышенную плату за принятие полигоном несортированного мусора.
Заострим внимание на Распоряжении № 1589-р от 25.07.2017 о товарах, не подлежащих захоронению.
*Эту тему мы же обсуждали на форуме (ссылка).
Поэтому, начиная с 2019 г., российские полигоны для сбора мусора постепенно переоборудуют в технопарки с многоэтапной сортировкой отходов. Однако этот процесс будет сопряжен с переоформлением большого количества разрешающих и лицензирующих документов. !!! Всегда проверяйте лицензии компаний, вид деятельности которых подразумевает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию и захоронение отходов. Кроме того, указывается, что все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и оплачивают их по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На территории одного субъекта РФ может действовать несколько региональных операторов по обращению с ТКО, при этом региональные операторы вправе привлекать к своей деятельности других операторов по обращению с ТКО.
Опять же, смотрите документы компаний, особенно договоры (региональный оператор - иные операторы по обращению с ТКО; региональный оператор - полигон).
С какой целью ввели региональных операторов?
ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления»
Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Цель - увеличение прозрачности рынка, снижение уровня захоронения отходов на полигонах ТКО и увеличение доли утилизируемых полезных фракций (уровня переработки вторсырья).
Региональный оператор выбирается на срок 10 лет и будет отвечать за вывоз отходов от населения. Услуги по вывозу мусора для населения становятся коммунальной услугой и будут выводиться в платежах за ЖКУ отдельной строкой.
Новым платежом будут охвачены все, в т.ч. и частные домовладения.
Кому уже присвоили статус регионального оператора?
В Московской области выбрали региональных операторов:
Чеховская зона - ООО «МСК-НТ» (оператор в Юго-восточном и Зеленоградском административных округах Москвы);
Каширская зона - ООО «Каширский РО» (РТ-Инвест);
Воскресенская зона - ООО «СПМ Долгопрудный» (ООО «Эколайн» - оператор в Центральном и Северном административном округах Москвы);
Ногинская зона - ООО «Хартия» (оператор в Восточном и Северо-восточном округах Москвы);
Сергиево-Посадская зона - ООО «РАСТРИМ-МО» (РТ-Инвест);
Алексинская зона - ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» (ЗАО Группа «Хикон» и региональный общественный фонд поддержки ветеранов отечества);
Рузская зона - ООО «Рузский РО» (РТ-Инвест);
Региональный оператор ООО «Хартия» уже работает оператором по обращению с отходами в Восточном и Северо-восточном округах Москвы.
ООО «МСК-НТ», выполняющая функции по обращению с отходами в Юго-восточном и Зеленоградском административных округах столицы также стала региональным мусорным оператором в Подмосковье — в Чеховской зоне.
Подконтрольная еще одному столичному оператору ООО «Эколайн» (работает в ЦАО и САО) компания ООО «СПМ Долгопрудный» начнет выполнять функции в сфере обращения с отходами в Воскресенской зоне Подмосковья.
Регоператором в Алексинской зоне стала ООО «Экопромсервис».
На заметку. Существует территориальная схема обращения с отходами: Постановление Правительства Москвы от 09.08.2016 № 492-ПП «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».
Постановление Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области».
Однако особенность именно Москвы состоит в том, что региональный оператор будет действовать не на всей территории города, а только в Южном административном округе (ЮАО) и в Новой Москве (ТиНАО). В остальных административных округах на ближайшие 15 лет в рамках так называемого эксперимента уже заключены госконтракты с другими монополистами и расторжению они не подлежат.
В статье 25 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» прописаны существенные условия договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО:
предмет договора;
планируемый объем или масса транспортируемых ТКО и состав таких отходов;
периодичность и время вывоза ТКО;
места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;
предельно допустимое значение уплотнения ТКО;
способ коммерческого учета количества ТКО;
сроки и порядок оплаты услуг по договору;
права и обязанности сторон по договору;
порядок контроля региональным оператором за деятельностью оператора по обращению с ТКО, ведущего деятельность по сбору и транспортированию ТКО;
ответственность сторон.
Правила заключения договора, содержащего условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО идентичны правилам заключения договоров о предоставлении иных коммунальных услуг. Такой договор может быть заключен с исполнителем как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий. Отсутствие договора в письменной форме не является основанием для отказа в оказании услуги потребителю в жилом помещении и считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем.
Надеемся, мы смогли конкретизировать информацию и изложить её в доступной форме.
Источники:
КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
Издательский дом Коммерсантъ - Москва https://www.kommersant.ru/
Дом и Двор. рф http://www.dom-i-dvor.info/
Бурмистр.ру http://www.burmistr.ru/